"АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАМАСЫНЫҢ ШОРТАНДЫ АУДАНЫ БОЙЫНША БІЛІМ БӨЛІМІ ПРИГОРОДНЫЙ АУЫЛЫНЫҢ ЖАЛПЫ ОРТА БІЛІМ БЕРЕТІН МЕКТЕБІ" КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ
КГУ "ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ПРИГОРОДНОЕ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ШОРТАНДИНСКОМУ РАЙОНУ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Открытый урок физики в 7 классе на тему "Энергия. Кинетическая и потенциальная"

11.05.2017

Тема: Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

 

Тип урока:

по основной дидактической цели:  урок ознакомления с новым материалом.

По основным этапам учебного процесса: комбинированный

Цели урока:

Учебная:

Познакомить учащихся с

понятием «Энергия», с видами механической энергии, с формулами для расчета

кинетической и потенциальной энергиями.

Развивающая и воспитывающая:

·       

 содействовать развитию

речи, учить анализировать, сравнивать, 

способствовать  развитию памяти,

логического мышления.

·       

 способствовать

дисциплинированности, аккуратности, культуры общения.

Оборудование: компьютер,  мультимедийные средства (презентация), шарик,

наклонная плоскость, брусок.

План урока

1.     Организационный

момент (1-2 мин)

2.     Актуализация

знаний (10 мин)

3.     Изучение

нового материала (20 мин)

4.     Закрепление

материала (10-20 мин)

5.     Домашнее

задание (2 мин)

 

Здравствуйте ребята! Сегодня вы

познакомитесь с понятием «энергия», узнаете виды энергии и научитесь их

отличать. Итак, начинаем наш урок….

1.    

Актуализация знаний. «Блиц – опрос»

ü     Назовите

формулы (карточки с физическими величинами)

ü     Назовите

единицы измерения физических величин (карточки)

 

Изучение нового

материала.

«Корзина идей». – Что вы понимаете под словом энергия? (учитель

пишет на доске идеи.

В повседневной жизни мы часто используем слово «энергия». Как правило,

оно связано с работой электростанцией и мощных машин. На заводах и фабриках

работают станки и машины, расходуя электрическую энергию. Автомобили, самолеты,

тепловозы и теплоходы при работе расходуют энергию сгорающего топлива. Люди

возобновляют свой запас энергии при помощи пищи.

В физике понятие «энергия» является одним из самых важных. Это понятие

связывает механические явления с тепловыми, электрическими, а также с

явлениями, которые происходят внутри молекул и атомов вещества. Что же такое

энергия?

Рассмотрим несколько примеров.

1.     Сжатая пружина,

2.     Шарик, который катится по поверхности стола,

3.     Мяч находится над Землей.

При определенных условиях эти тела могут совершить механическую работу.

Итак, сила упругости совершает работу при распрямлении пружины, поднимая при

этом груз.

Шарик, скатываясь с наклонной плоскости и ударившись о брусок, передвинет

его на некоторое расстояние.

Сила тяжести может совершить работу, если шарик опустить и дать ему упасть

на Землю.

Про тела, которые могут совершить работу, говорят, что они обладают

энергией.

Энергия – это физическая величина, характеризующая способность

тела совершить работу.

Энергию выражают в СИ в тех же единицах, что и работа, то есть в Джоулях.

Чем большую работу может совершить тело, тем большей энергией оно

обладает.

От чего же зависит энергия поднятого мяча? Как вы думаете ребята. Звучат

ответы учеников. Очевидно, что от высоты, на которой находится мяч, и от его

массы. То есть можно сказать, что энергия зависит от взаимного расположения тел

– мяча и Земли.

От чего же зависит энергия сжатой пружины?

От деформации пружины, то есть от взаимного расположения ее витков, а

витки пружины  - это часть одного тела.

Работа по группам. Учащиеся составляют кластеры «Потенциальная энергия»,

«Кинетическая энергия».

Энергия, которая

определяется взаимным положением взаимодействующих тел или частей одного и того

же тела называется потенциальной.

Энергия поднятого над Землей камня, деформированной пружины, сжатого

газа, воды в реках удерживаемой плотинами – все это примеры тел, обладающих

потенциальной энергией.

Вычислим потенциальную энергию Еп тела массой m, поднятого над Землей на высоту h. Будем считать потенциальную энергию тела, лежащего

на поверхности Земли, равной нулю. Тогда Еп тела, поднят поднятого

на некоторую высоту, будет определяться работой, которую совершит сила тяжести

при падении тела на Землю: Еп = А, А = Fh, сила F

= mg,  тогда                     Еп

=  mgh

m – масса тела,

g – ускорение свободного падения,

h – высота, на которую поднято тело.

Движущийся автомобиль может совершить работу, а это значит, что он

обладает энергией даже при выключенном моторе.

Энергией обладают движущийся вагон, летящая пуля.

Допусти шарик, скатившись с наклонной плоскости, движется по

горизонтальной поверхности стола. Столкнувшись с бруском он совершает работу

против силы трения между бруском и столом. Брусок  передвинется. Следовательно, шарик во время

своего движения обладает энергией.

Энергия, которой

обладает тело вследствие своего движения, называется кинетической энергией.

Движущаяся вода, приводя во вращение турбины гидроэлектростанций,

расходует свою кинетическую энергию и совершает работу. Кинетической энергией

обладает и движущийся воздух – ветер.

Рассмотрим, от каких физических величин зависит кинетическая энергия

тела. Проводим еще раз опыт с шариком и наклонной плоскостью.

Чем больше высота, с которой скатывается шарик, тем больше его скорость и

тем дальше он передвигает брусок, то есть совершает большую работу. Значит

кинетическая энергия тела зависит от его скорости.

Если скатывать с одной и той же высоты тела разной массы, то можно

увидеть, что,  чем больше масса шарика,

тем на большее расстояние при столкновении переместится брусок, то есть

совершается большая работа. Следовательно, чем больше масса движущегося тела,

тем больше его кинетическая энергия.

Таким образом, чем больше масса тела и скорость, с которой оно движется

тем больше его кинетическая энергия.

Для того чтобы определить кинетическую энергию тела, применяют формулу

m – масса

тела,   v – скорость его движения.

Часто тело обладает одновременно как кинетической, так и потенциальной

энергией, например летящий самолет.

Сумма кинетической и потенциальной энергией тела обычно называют полной

механической энергией тела Е = Еп + Ек.

 

Закрепление

материала.

Поставить букву К

или П рядом с ситуацией.

Определите виды

энергия из примеров:

1.    

Натянутая тетива

лука                                6.

Ползущая змея

2.    

Летящая

стрела                                            7.

Парашютист в небе

3.    

Ракета, летящая в

космос                           8.

Движущийся автомобиль

4.    

Полка на

стене                                            9. Пружина в

открытой калитке

5.    

Камень на земле                                          10. Лежащий на поле

мяч

 Приведите свои примеры.

Решите задачу:

Птичка массой 120 гр. при полете  достигает скорости 72 км/ч. Полет происходит

на высоте 10 м

от поверхности земли. Определите энергию движения этой птички и потенциальную

энергию.

Дано:  m=120 гр, v=

72 км/ч.

Найти: Ек -? Еп -?

Решение:

Переводим в СИ 120 гр=0,12кг, 72 км/ч = 20 м/с

Ек = m v2

/2              Ек = mgh= 0,12* 10* 10= 12 Дж

Ответ: Ек =24 Дж     Еп

=12 Дж

Решите

задачи:

1.    

Белый

медведь массой 750 кг

перепрыгивает препятствие высотой 1,2

м. Какую  энергию

он затрачивает при таком прыжке? (Еп =  9000 Дж)

2.    

Акула

массой 250 кг

плывет со скоростью 18 км/ч.

Определите ее  энергию движения. (3125

дж)

Выполнение упр.31.стр.171  №1 .

Упр32 №1

Что мы узнали на уроке?

1.     Про

какое тело говорят, что оно обладает энергией?

2.     Какую

энергию называют потенциальной?

3.     Какую

энергию называют кинетической?

Спасибо всем за

работу, сегодня активно работали….

Домашнее задание:

§ 51-52,

упражнение 31№2, упр32№2 

Просмотров: 724

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст