Паспорт программы
Наименование программы |
Программа развития дополнительного образования КГУ«Общеобразовательная школа села Пригородное отдела образования по Шортандинскому району упрпвления образования Акмолинской области» |
Наименование организации-разработчика |
КГУ«Общеобразовательная школа села Пригородное отдела образования по Шортандинскому району упрпвления образования Акмолинской области» |
Юридический адрес школы |
Акмолинская обл. Шортандинский район с.Пригородное ,ул.Школьная,3. |
Автор программы |
Администрация школы |
Основание разработки программы |
· Об утверждении структуры и правил разработки программы развития организации дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования Приказ МП РК от 28 августа 2023 года № 273. · Устав школы. · Учебный план ОУ на учебный год. |
Сроки реализации |
2023-2028г |
Пояснительная записка
С 2023-2028 учебного года в школе в целях развития творческих способностей учащихся как основы успешности выпускника планируется расширение системы дополнительного образования. В связи с этим предполагается инновационный подход к организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающий максимальное раскрытие способностей учащихся, их всестороннее психосоциальное и физическое развитие через коллективную совместную с педагогами деятельность.
Мы считаем необходимым полностью интегрировать дополнительное образование в общее образовательное пространство, которое позволит решить образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Опора на содержание основного образования и является главной специфической чертой развития дополнительного образования детей в школе. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволит сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.
В современных условиях это направление особенно важно, поскольку большинство родителей не могут посвящать достаточное время воспитанию детей и их развитию. 63% учащихся школы в свободное от занятий в школе время предоставлены сами себе и проводят его преимущественно у экранов телевизоров или компьютеров. Серьезной проблемой остаётся детская безнадзорность и её социальные последствия: травматизм, девиантное поведение, правонарушения. В этой связи острее становится необходимость расширения системы дополнительного образования в школе
Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Концепция модернизации дополнительного образования детей РК разработана в целях дальнейшего развития системы на период до 2028 года. Дополнительное образование детей опирается на следующие принципы: гуманизацию, демократизацию образовательного процесса, индивидуализацию, педагогику сотрудничества. Важнейшим принципом дополнительного образования детей является добровольный выбор ребенка вида деятельности, педагога и объединения по интересам. Оно востребовано детьми, родителями, педагогами и обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы. Система дополнительного образования в нашей школе является составной частью образовательной программы, интегрирующей в себе программы базисного учебного плана с программами внеурочных занятий учащихся. Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся всех ступеней школы с 1 по 11 класс.
.
Концептуальная основа программы
Основные ценности и функции дополнительного образования детей
В Концепции модернизации казахстанской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование детей рассматривается как "особо ценный тип образования", как "зона ближайшего развития образования в Казахстане".
Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность обучающимся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
Педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.
Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.
Нормативная база для разработки программы развития дополнительного образования в школе
Воспитательный потенциал
дополнительного образования в школе
Важная особенность дополнительного образования детей в школе – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на "незаметное", а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его – это и определяет во многом успешность развития дополнительного образования детей.
Дополнительное образование детей предполагает расширение воспитательного "поля" школы, т.к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.
С этим положением тесно связана еще одна отличительная черта системы дополнительного образования детей – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Дополнительное образование детей создает "ситуацию успеха", помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров и снять стереотип однозначного восприятия школьника как "троечника" или "трудного".
Особое значение имеет дополнительное образование детей в школе для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.
Задача дополнительного образования – помочь подросткам сделать правильный выбор. Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.
Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
Особенности развития
дополнительного образования детей в школе:
Решая внутришкольные организационные проблемы, педколлектив стремится к развитию такого числа и такой направленности творческих объединений, которые соответствовали бы достаточно широкому спектру интересов школьников разных возрастов.
· создание широкого общекультурного и эмоционально-окрашенного фона для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания;
· осуществление "ненавязчивого" воспитания – благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит "незаметное" формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения;
· ориентация школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной, технической, спортивной и др.), на реализацию своих способностей в объединениях дополнительного образования детей;
· компенсация отсутствия в основном образовании тех или иных учебных курсов, которые нужны школьникам для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств.
Взаимодействие педагогов школы в обеспечении развития дополнительного образования детей
Заместитель директора по воспитательной работе. В его основные обязанности входит координация деятельности всех педагогов дополнительного образования, контроль за выполнением учебно-тематических планов, помощь в создании и реализации образовательных программ, содействие повышению профессионального мастерства педагогов. Не менее важна его деятельность, направленная на интеграцию основного и дополнительного образования детей, взаимодействие учителей-предметников и руководителей кружков, секций, объединений, на организацию совместной методической работы (создание педагогических мастерских, методических советов, дискуссионных клубов, семинаров и др.).
Заместитель директора принимает активное участие в разработке концепции и программы развития школы, в которую органично включается дополнительное образование детей.
Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования детей.
Классный руководитель – педагог, который имеет возможность хорошо изучить интересы ребят, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые мешают ребенку в становлении личности. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку и своим коллегам в реализации принципов гуманистической педагогики на практике, т.е. осуществлении личностно-ориентированного образования, являющегося сутью дополнительного образования детей.
Педагог-психолог благодаря своим профессиональным знаниям, может выявить скрытые способности детей, их наклонности и стимулировать их развитие. Осуществляя свою работу по сохранению психического, соматического, социального благополучия школьников, он оказывает поддержку как творчески одаренным детям, так и детям, требующим определенной коррекции развития, поведения. Педагог-психолог способен оказывать консультации руководителям различных творческих объединений, проводить психодиагностику ребят, отслеживать изменения в уровне развития их способностей, выявлять причины сложностей в работе педагога или его взаимоотношениях с воспитанниками.
Учитель-предметник также вносит свой вклад в развитие системы дополнительного образования детей, сотрудничая с руководителями творческих объединений по интересам в целях интеграции основного и дополнительного образования детей. Кроме того, учитель непосредственно включается в систему дополнительного образования, организовав свой кружок или клуб. Это может быть не только предметный кружок, а любое творческое объединение, где учителю удастся реализовать свои личные интересы, увлечения, таланты, выходящие за рамки его профессии.
Цель программы: создание в школе условий для гармоничного развития социально активной, творческой, конкурентоспособной личности школьников путём расширения системы дополнительного образования.
Развитие дополнительного образования детей в школе предполагает решение следующих задач:
При организации дополнительного образования детей в школе мы опирались на следующие принципы:
Природосообразности: Принятие ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Гуманизма: Через систему мероприятий (дел, акций) учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
Демократии: Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного,
интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей
Творческого развития личности: Каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество учащегося (или коллектива учащихся) и педагогов.
Свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности: Свобода выбора объединений по интересам, неформальное общение, отсутствие жёсткой регламентации делают дополнительное образование привлекательным для учащихся любого возраста
Дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося: Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество учащихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.
Этапы реализации программы
2024-2025 учебный год
2025-2026 учебный год
2026-2027 учебный год
2027-2028 учебные года
Основные направления дополнительного образования в школе
Дополнительное образование в школе представлено следующими направлениями:
1.Художественное направление.
Основной целью данного направления является: нравственное и художественно - эстетическое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования.
В ходе достижения этой цели задачами кружков являются:
Художественное направление представим кружком (Театральное искусство) и хоровой студией
Направленность модификационной программы театрального кружка по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 3 года.
В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
При планировании работы кружка учитываются основные цели:
1. Познакомить с элементами сценической грамоты.
2. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
3. Развить творческие способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.
Целеполагание определило задачи кружковой деятельности:
6. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
7. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
Возраст ребят, участвующих в реализации программы от 7 до 10 лет( 2- 4 классы).
Направленность программы хоровой студии по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой.
В основу проекта музыкальной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи кружковой деятельности:
Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.
Совершенствование художественного вкуса учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств, научить чувствовать и ценить красоту.
Развивать творческие способности младших школьников.
Возраст ребят, участвующих в реализации программы от 7 до 10 лет( 1- 4 классы).
2.Физкультурно-спортивное направление.
Целью данного направления дополнительного образования является воспитание и привитие навыков физической культуры учащихся, формирование потребности здорового образа жизни.
Работа с учащимися предполагает решение следующих задач:
Физкультурно-спортивное направление представлено спортивной секцией «Подвижные игры» и кружком «Юный спасатель»
На создание спортивной секции побудило желание пропагандировать активный и здоровый образ жизни, принимая во внимание уменьшение физической активности среди детей, молодежи, взрослых. Мы будем работоспособны, изобретательны и бодры, если физическая культура, спорт станут образом нашей жизни, и если каждый из нас станет активным гражданином. На хорошие результаты можно надеяться, если процесс приучения к здоровому образу жизни начнётся в детстве и продолжится на протяжении всей жизни человека.
Наиболее доступными формами работы спортивной секции со школьниками 1-4 классов являются: беседы и практические занятия, разучивание и составление комплексов физических упражнений, прогулки, экскурсии, народные и спортивные игры, эстафеты, соревнования.
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости обучающихся, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих обучающихся, поступающих в школу, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих школьников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжали существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного и оздоровительно-развивающего потенциала.
Цель программы:
удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами кружка являются:
Кружок «Юный спасатель»
Кружки являются важной формой распространения военных, военно-технических знаний, повышения качества работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, подготовки их к военной службе, популяризации военно-прикладных и технических видов спорта и оздоровления учащихся.
К таким образовательно-оздоровительным кружкам можно отнести кружок «Юный спасатель». Направленность кружка - военно-патриотическая.
Структурно программа кружка состоит из четырех содержательных линий:
1.Военно-историческая подготовка
2.Прикладная физическая подготовка
3.Основы военного дела
4.Основы военно-технической и специальной подготовки.
Основная задача кружка:
1.Воспитание патриотизма и подготовка молодежи к военной службе.
2. Пропаганда героических традиций казахстанской армии.
3.Ориентация на выбор воинской специальности, рода войск, профессии офицера, силовых структур, спасателя, пожарного, социального работника.
4.Формирование качеств необходимых при действиях в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.
5.Проведение мероприятий по оздоровлению учащихся.
Программа для обучения учащихся в кружке “Юный спасатель” рассчитана на два года. Программа составлена с учетом требований, предъявляемых к квалификации спасателей, согласованных с Министерством труда и занятости населения РК, положения о системе подготовки кадров
В ходе обучения школьники должны изучить основные правовые документы в области защиты от чрезвычайных ситуаций и ведения аварийно-спасательных работ, приобрести опыт прохождения туристских маршрутов и навыки основ выживания в экстремальных условиях, изучить инструменты и приборы для ведения спасательных работ, средства защиты от поражающих факторов, способы оказания первой медицинской помощи, меры безопасности при ведении аварийно-спасательных работ, получить психологическую закалку.
Программа разработана для учащихся, желающих получить начальную подготовку по специальности “Аварийно-спасательное дело”. Программа рассчитана на проведение занятий в течение 2-х лет. Занятия проводятся один раз в неделю в течение 1 учебного часа с учащимися 9-11 классов.
В ходе обучения школьники должны научиться основам ведения аварийно-спасательных работ в зонах (районах) ЧС природного характера и оказывать помощь профессиональным спасателям при ведении аварийно-восстановительных работ при авариях и катастрофах техногенного характера, пользоваться средствами индивидуальной защиты, туристским снаряжением, оказывать первую медицинскую помощь, иметь навыки выживания в экстремальных условиях.
3.Туристско-краеведческое направление.
Цель : развитие творчески активной, социально-адаптивной личности через туристско-краеведческую деятельность на познание истории нашей Родины, судеб соотечественников, семейных родословных,
Данная цель может быть достигнута посредствам решения следующих задач:
- обучение навыкам туризма, спортивного ориентирования и краеведения;
- обучение элементам физической культуры и основам различных видов спорта, органично связанных с туризмом;
- привитие первичных обязательных туристско-краеведческих знаний, умений и навыков поведенческих, опознавательных, преобразовательных;
- получение разнообразных практических навыков: самоорганизации и самоуправления, общественной активности, обеспечения безопасности.
Туристско-краеведческая направленность представлена Пешеходным туризмом
Туристская деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Пешеходный туризм — массовый и доступный вид туризма. На плановые и самодеятельные пешеходные маршруты ежегодно выходят миллионы людей.
Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.
Главная задача группы пешеходного туризма — удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познании мира, своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность народу и земле, на которой им посчастливилось родиться.
Важнейшей целью учебной группы является физическое воспитание учащихся, привитие любви к труду и умения трудиться, приобретение ребятами необходимых военно-прикладных навыков.
Дать ребятам возможность освоить все премудрости пешеходного туризма — значит дать им путевку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию.
Возраст ребят, участвующих в реализации программы от 10 до 16 лет( 4-11 классы).
4.Естественнонаучное направление.
Целью данного направления дополнительного образования является формирование естественнонаучного развития учащихся.
Основные задачи:
5.Культурологическое направление..
Главная цель – формирование у детей основ целостной эстетической культуры, через приобщение к истокам культуры своего народа. Воспитание ребенка в традициях национальной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Основные задачи:
- формирование национального самосознания;
- развитие творческих способностей;
- формирование художественных потребностей и эстетического вкуса через собственную творческую деятельность;
- Формирование морально-нравственных норм на основе традиций своего народа.
- Формирование мотивации к познанию русской традиционной культуры;
- Формирование базовых знаний о традиционных праздниках и обрядах, жанрах устного народного творчества, народных промыслах России;
- Формирование интереса к своей семье, к малой Родине, к истории своей страны;
- Создание атмосферы доброжелательности, развитие чувства коллективизма;
- Развитие творческой деятельности по освоению народной культуры.
Режим занятий
Занятия учащихся в объединениях дополнительного образования проводятся по расписанию с понедельника по пятницу. Между занятиями в общеобразовательном учреждении и посещением объединений дополнительного образования имеется перерыв 1 час.
Учебный план
Направления дополнительного образования |
Название кружка |
Количество часов по классам |
|||||
2 класс |
3 класс |
4 класс |
5-7 класс |
9 класс |
8-10 класс |
||
Художественное |
Театральное искусство «Петрушка» |
1 |
|||||
«Веселые нотки» |
1 |
1 |
1 |
||||
Туристско-краеведческое |
«Пешеходный туризм» |
2 |
2 |
||||
Физкультурно-спортивное |
«Подвижные игры» |
1 |
1 |
1 |
|||
«Юный спасатель» |
1 |
Система представления результатов воспитанников:
· итоговые выставки творческих работ;
· презентации итогов работы творческих объединений;
· концертная деятельность художественных объединений.
Текущий контроль
Текущий контроль за деятельностью объединений дополнительного образования осуществляется с целью проверки наполняемости учебных групп, посещаемости занятий учащимися, оформления журналов, работы детских объединений по расписанию, проверки программно-методического обеспечения, выполнения образовательных программ, контроля за промежуточными и итоговыми результатами образовательной
деятельности детских объединений. Один раз в неделю осуществляется посещение учебного занятия одного из объединений дополнительного образования. По возможности осуществляется посещение массовых
мероприятий учебного (концерты, выставки, защиты проектов и докладов) и воспитательного характера (тематические мероприятия), запланированных на учебный год.
Ожидаемые результаты
Количественные: охват дополнительным образованием не менее 85% учащихся.
Качественные: личность выпускника школы, обладающая следующими качествами:
1. гражданственность, патриотизм, уважение к правам и свободам человека.
2. представление о нравственности, взаимодействие со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей.
3. трудолюбие, готовность к осознанному выбору будущей профессии, стремление к профессионализму, конкурентоспособности.
4. экологическая культура, предполагающая ценностное отношение к природе, окружающей среде.
5. эстетическое отношение к окружающему миру, умение видеть и понимать прекрасное, потребность и умение выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности.
6. организационная культура, активная жизненная позиция, лидерские качества, организаторские умения и навыки.
7. потребность в здоровом образе жизни.