"АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАМАСЫНЫҢ ШОРТАНДЫ АУДАНЫ БОЙЫНША БІЛІМ БӨЛІМІ ПРИГОРОДНЫЙ АУЫЛЫНЫҢ ЖАЛПЫ ОРТА БІЛІМ БЕРЕТІН МЕКТЕБІ" КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ
КГУ "ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ПРИГОРОДНОЕ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ШОРТАНДИНСКОМУ РАЙОНУ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Қосымша білім

Паспорт программы

Наименование программы

Программа развития дополнительного образования КГУ«Общеобразовательная школа села Пригородное отдела образования по Шортандинскому району упрпвления образования Акмолинской области»

Наименование организации-разработчика

КГУ«Общеобразовательная школа села Пригородное отдела образования по Шортандинскому району упрпвления образования Акмолинской области»

Юридический адрес школы

Акмолинская обл. Шортандинский район с.Пригородное ,ул.Школьная,3.

Автор программы

Администрация школы

Основание разработки программы

· Об утверждении структуры и правил разработки программы развития организации дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования Приказ МП РК от 28 августа 2023 года № 273.

· Устав школы.

· Учебный план ОУ на учебный год.

Сроки реализации

2023-2028г

Пояснительная записка

С 2023-2028 учебного года в школе в целях развития творческих способностей учащихся как основы успешности выпускника планируется расширение системы дополнительного образования. В связи с этим предполагается инновационный подход к организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающий максимальное раскрытие способностей учащихся, их всестороннее психосоциальное и физическое развитие через коллективную совместную с педагогами деятельность.

Мы считаем необходимым полностью интегрировать дополнительное образование в общее образовательное пространство, которое позволит решить образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Опора на содержание основного образования и является главной специфической чертой развития дополнительного образования детей в школе. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволит сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

В современных условиях это направление особенно важно, поскольку большинство родителей не могут посвящать достаточное время воспитанию детей и их развитию. 63% учащихся школы в свободное от занятий в школе время предоставлены сами себе и проводят его преимущественно у экранов телевизоров или компьютеров. Серьезной проблемой остаётся детская безнадзорность и её социальные последствия: травматизм, девиантное поведение, правонарушения. В этой связи острее становится необходимость расширения системы дополнительного образования в школе      

Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Концепция модернизации дополнительного образования детей РК разработана в целях дальнейшего развития системы на период до 2028 года. Дополнительное образование детей опирается на следующие принципы: гуманизацию, демократизацию образовательного процесса, индивидуализацию, педагогику сотрудничества. Важнейшим принципом дополнительного образования детей является добровольный выбор ребенка вида деятельности, педагога и объединения по интересам. Оно востребовано детьми, родителями, педагогами и обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы. Система дополнительного образования в нашей школе является составной частью образовательной программы, интегрирующей в себе программы базисного учебного плана с программами внеурочных занятий учащихся. Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся всех ступеней школы с 1 по 11 класс.  

.

 

Концептуальная основа программы

 

Основные ценности и функции дополнительного образования детей

В Концепции модернизации казахстанской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование детей рассматривается как "особо ценный тип образования", как "зона ближайшего развития образования в Казахстане".

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность обучающимся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

 

Нормативная база для разработки программы развития дополнительного образования в школе

  • Конвенция о правах ребенка.
  • Закон РК «Об основных гарантиях прав ребенка».
  • Закон «Об образовании в Республики Казахстан».
  • Концепция модернизации казахстанского образования на период до 2028 года.
  • Национальная образовательная инициатива 

Воспитательный потенциал

дополнительного образования в школе

Важная особенность дополнительного образования детей в школе – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на "незаметное", а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его – это и определяет во многом успешность развития дополнительного образования детей.

Дополнительное образование детей предполагает расширение воспитательного "поля" школы, т.к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

С этим положением тесно связана еще одна отличительная черта системы дополнительного образования детей – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Дополнительное образование детей создает "ситуацию успеха", помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров и снять стереотип однозначного восприятия школьника как "троечника" или "трудного".

Особое значение имеет дополнительное образование детей в школе для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Задача дополнительного образования – помочь подросткам сделать правильный выбор. Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

Особенности развития

дополнительного образования детей в школе:

Решая внутришкольные организационные проблемы, педколлектив стремится к развитию такого числа и такой направленности творческих объединений, которые соответствовали бы достаточно широкому спектру интересов школьников разных возрастов.

· создание широкого общекультурного и эмоционально-окрашенного фона для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания;

· осуществление "ненавязчивого" воспитания – благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит "незаметное" формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения;

· ориентация школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной, технической, спортивной и др.), на реализацию своих способностей в объединениях дополнительного образования детей;

· компенсация отсутствия в основном образовании тех или иных учебных курсов, которые нужны школьникам для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств.

Взаимодействие педагогов школы в обеспечении развития дополнительного образования детей

Заместитель директора по воспитательной работе. В его основные обязанности входит координация деятельности всех педагогов дополнительного образования, контроль за выполнением учебно-тематических планов, помощь в создании и реализации образовательных программ, содействие повышению профессионального мастерства педагогов. Не менее важна его деятельность, направленная на интеграцию основного и дополнительного образования детей, взаимодействие учителей-предметников и руководителей кружков, секций, объединений, на организацию совместной методической работы (создание педагогических мастерских, методических советов, дискуссионных клубов, семинаров и др.).

Заместитель директора принимает активное участие в разработке концепции и программы развития школы, в которую органично включается дополнительное образование детей.

Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования детей.

Классный руководитель – педагог, который имеет возможность хорошо изучить интересы ребят, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые мешают ребенку в становлении личности. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку и своим коллегам в реализации принципов гуманистической педагогики на практике, т.е. осуществлении личностно-ориентированного образования, являющегося сутью дополнительного образования детей.

Педагог-психолог благодаря своим профессиональным знаниям, может выявить скрытые способности детей, их наклонности и стимулировать их развитие. Осуществляя свою работу по сохранению психического, соматического, социального благополучия школьников, он оказывает поддержку как творчески одаренным детям, так и детям, требующим определенной коррекции развития, поведения. Педагог-психолог способен оказывать консультации руководителям различных творческих объединений, проводить психодиагностику ребят, отслеживать изменения в уровне развития их способностей, выявлять причины сложностей в работе педагога или его взаимоотношениях с воспитанниками.

Учитель-предметник также вносит свой вклад в развитие системы дополнительного образования детей, сотрудничая с руководителями творческих объединений по интересам в целях интеграции основного и дополнительного образования детей. Кроме того, учитель непосредственно включается в систему дополнительного образования, организовав свой кружок или клуб. Это может быть не только предметный кружок, а любое творческое объединение, где учителю удастся реализовать свои личные интересы, увлечения, таланты, выходящие за рамки его профессии.

Цель программы: создание в школе условий для гармоничного развития социально активной, творческой, конкурентоспособной личности школьников путём расширения системы дополнительного образования.

Развитие дополнительного образования детей в школе предполагает решение следующих задач:

  1. изучение интересов и потребностей обучающихся и их родителей в дополнительном образовании детей;
  2. определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, особенностей социокультурного окружения школы;
  3. расширение системы дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам путем заключения договоров с муниципальными учреждениями дополнительного образования;
  4. обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности. изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;
  5. формирование условий для создания единого образовательного пространства;
  6. создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;
  7. создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

При организации дополнительного образования детей в школе мы опирались на следующие принципы:

  Природосообразности:  Принятие ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

Гуманизма: Через систему мероприятий (дел, акций) учащиеся включаются в различные виды  деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка.

Демократии: Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного,

интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей

Творческого развития личности: Каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество учащегося (или коллектива учащихся) и педагогов.

Свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности: Свобода выбора объединений по интересам, неформальное общение, отсутствие жёсткой регламентации делают дополнительное образование привлекательным для учащихся любого возраста

Дифференциации образования с учетом      реальных возможностей каждого обучающегося: Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество учащихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

Этапы реализации программы

2024-2025 учебный год

  • аналитико-диагностическая деятельность (анализ социокультурной ситуации, в которой работает школа, выяснение интересов и потребностей детей и их родителей в дополнительном образовании);
  • моделирование системы дополнительного образования;
  • создание кадровых и материально-технических условий для внедрения программ дополнительного образования.
  • охват дополнительным образованием до 40% учащихся

2025-2026 учебный год

  • охват дополнительным образованием до 65% учащихся;
  • разработка и апробация программ дополнительного образования;
  • развитие и укрепление материально-технических условий для внедрения программ дополнительного образования;

2026-2027 учебный год

  • функционирование системы дополнительного образования;
  • оценка деятельности объединений дополнительного образования путем участия воспитанников в конкурсах, конференциях, соревнованиях различных уровней.

2027-2028 учебные года

  • охват дополнительным образованием до 85 % учащихся;
  • соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами;
  • определение перспектив и путей дальнейшего развития дополнительного образования в школе.

Основные направления дополнительного образования в школе

Дополнительное образование в школе представлено следующими направлениями:

1.Художественное направление.

Основной целью данного направления является: нравственное и художественно - эстетическое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования.

В ходе достижения этой цели задачами кружков являются:

  • развивать у детей способность эстетического восприятия прекрасного, вызвать чувство радости и удовлетворения от выполненной работы, развивать творческие способности детей;
  • развивать эстетическое восприятие произведений музыкальной культуры, произведений искусства, природы;
  • способствовать социальной адаптации обучающихся посредством приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в коллективе;
  • формировать в учениках танцевальных, театральных и других  знаний, умений и навыков.

Художественное направление представим кружком  (Театральное искусство) и хоровой студией

Направленность модификационной программы театрального кружка  по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 3 года.

В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:
принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
 - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.

именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

При планировании работы кружка учитываются основные цели:
1. Познакомить с элементами сценической грамоты.
2. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
3. Развить творческие способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.

Целеполагание определило задачи кружковой деятельности:

  1. Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.
  2.  Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
  3.  Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
  4. Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
  5. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;

6. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.

7. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.

  1. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
  2. Развивать чувство ритма и координацию движения;
  3. Развивать речевое дыхание и артикуляцию; Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
  4. Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены; Воспитывать культуру поведения в театре.

Возраст ребят, участвующих в реализации программы от 7 до 10 лет( 2- 4 классы).

Направленность программы хоровой студии по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой.

В основу проекта музыкальной деятельности были положены следующие принципы:

- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.

именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.

Задачи кружковой деятельности:

Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.

Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.

Совершенствование художественного вкуса учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств, научить чувствовать и ценить красоту.

Развивать творческие способности младших школьников.

Возраст ребят, участвующих в реализации программы от 7 до 10 лет( 1- 4 классы).

 

2.Физкультурно-спортивное направление.

Целью данного направления дополнительного образования является воспитание и привитие навыков физической культуры учащихся, формирование потребности здорового образа жизни.

 

Работа с учащимися предполагает решение следующих задач:

 

  • создание условий для развития физической активности учащихся с соблюдением гигиенических норм и правил;
  • формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу;
  • организация межличностного взаимодействия учащихся на принципах успеха;
  • Воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви Родине, природе, семье;
  • воспитание любви к родной школе, отчему краю, к Родине.

Физкультурно-спортивное направление представлено спортивной секцией «Подвижные игры» и кружком «Юный спасатель»

На создание спортивной секции побудило желание пропагандировать активный и здоровый образ жизни, принимая во внимание уменьшение физи­ческой активности среди детей, молодежи, взрослых. Мы будем работоспособны, изобретательны и бодры, если физиче­ская культура, спорт станут образом нашей жизни, и если каждый из нас станет активным гражданином. На хорошие результаты можно надеять­ся, если процесс приучения к здоровому образу жизни начнётся в детстве и продолжится на протяжении всей жизни человека.

 

Наиболее доступными формами работы спортивной секции со школьниками 1-4 классов являются: беседы и практические занятия, разу­чивание и составление комплексов физических упражнений, прогулки, экскурсии, народные и спортивные игры, эстафеты, соревнования.

Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости обучающихся, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих обучающихся, поступающих в школу, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.

У многих школьников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта.

Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.

В связи с этим обязательная оздоровительная направленность образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжали существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного и оздоровительно-развивающего потенциала.

Цель программы:

 

удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.

 

Основными задачами кружка являются:

 

  • укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
  • развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
  • развитие сообразительности, творческого воображения;
  • развитие коммуникативных умений;
  • воспитание внимания, культуры поведения;
  • создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
  • обучить умению работать индивидуально и в группе;
  • развить природные задатки и способности детей;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.

 

Кружок «Юный спасатель»

Кружки являются важной формой распространения военных, военно-технических знаний, повышения качества работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, подготовки их к военной службе, популяризации военно-прикладных и технических видов спорта и оздоровления учащихся.

К таким образовательно-оздоровительным кружкам можно отнести кружок «Юный спасатель». Направленность кружка - военно-патриотическая.

Структурно программа кружка состоит из четырех содержательных линий:

1.Военно-историческая подготовка

2.Прикладная физическая подготовка

3.Основы военного дела

4.Основы военно-технической и специальной подготовки.

Основная задача кружка:

1.Воспитание патриотизма и подготовка молодежи к военной службе.

2. Пропаганда героических традиций казахстанской армии.

3.Ориентация на выбор воинской специальности, рода войск, профессии офицера, силовых структур, спасателя, пожарного, социального работника.

4.Формирование качеств необходимых при действиях в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.

5.Проведение мероприятий по оздоровлению учащихся.

Программа для обучения учащихся в кружке “Юный спасатель” рассчитана на два года. Программа составлена с учетом требований, предъявляемых к квалификации спасателей, согласованных с Министерством труда и занятости населения РК, положения о системе подготовки кадров

В ходе обучения школьники должны изучить основные правовые документы в области защиты от чрезвычайных ситуаций и ведения аварийно-спасательных работ, приобрести опыт прохождения туристских маршрутов и навыки основ выживания в экстремальных условиях, изучить инструменты и приборы для ведения спасательных работ, средства защиты от поражающих факторов, способы оказания первой медицинской помощи, меры безопасности при ведении аварийно-спасательных работ, получить психологическую закалку.

Программа разработана для учащихся, желающих получить начальную подготовку по специальности “Аварийно-спасательное дело”. Программа рассчитана на проведение занятий в течение 2-х лет. Занятия проводятся один раз в неделю в течение 1 учебного часа с учащимися 9-11 классов.

В ходе обучения школьники должны научиться основам ведения аварийно-спасательных работ в зонах (районах) ЧС природного характера и оказывать помощь профессиональным спасателям при ведении аварийно-восстановительных работ при авариях и катастрофах техногенного характера, пользоваться средствами индивидуальной защиты, туристским снаряжением, оказывать первую медицинскую помощь, иметь навыки выживания в экстремальных условиях.

3.Туристско-краеведческое направление.

Цель : развитие творчески активной, социально-адаптивной личности через туристско-краеведческую деятельность на познание истории нашей Родины, судеб соотечественников, семейных родословных,

Данная цель может быть достигнута посредствам решения следующих задач:

- обучение навыкам туризма, спортивного ориентирования и краеведения;

- обучение элементам физической культуры и основам различных видов спорта, органично связанных с туризмом;

- привитие первичных обязательных туристско-краеведческих знаний, умений и навыков поведенческих, опознавательных, преобразовательных;

- получение разнообразных практических навыков: самоорганизации и самоуправления, общественной активности, обеспечения безопасности.

Туристско-краеведческая направленность представлена Пешеходным туризмом

Туристская деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.

Пешеходный туризм — массовый и доступный вид туризма. На плановые и самодеятельные пешеходные маршруты ежегодно выходят миллионы людей.

Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.

Главная задача группы пешеходного туризма — удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познании мира, своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность народу и земле, на которой им посчастливилось родиться.

Важнейшей целью учебной группы является физическое воспитание учащихся, привитие любви к труду и умения трудиться, приобретение ребятами необходимых военно-прикладных навыков.

Дать ребятам возможность освоить все премудрости пешеходного туризма — значит дать им путевку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию.

Возраст ребят, участвующих в реализации программы от 10 до 16 лет( 4-11 классы).

4.Естественнонаучное направление.

Целью данного направления дополнительного образования является формирование естественнонаучного развития учащихся.

 

Основные задачи:

 

  • Развитие умений наблюдать и объяснять научные явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни.
  • Формирование специальных умений, связанных с изучением естественнонаучных дисциплин.
  • Раскрытие гуманистической направленности естественнонаучных предметов, их возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.
  • Интеллектуальное и нравственное совершенствование личности обучающихся, формирование у детей гуманистических отношений и экологически целесообразного и научного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.
  • Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей.

5.Культурологическое направление..

Главная цель – формирование у детей основ целостной эстетической культуры, через приобщение к истокам культуры своего народа. Воспитание ребенка в традициях национальной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Основные задачи:

- формирование национального самосознания;

- развитие творческих способностей;

- формирование художественных потребностей и эстетического вкуса через собственную творческую деятельность;

- Формирование морально-нравственных норм на основе традиций своего народа.

- Формирование мотивации к познанию русской традиционной культуры;

- Формирование базовых знаний о традиционных праздниках и обрядах, жанрах устного народного творчества, народных промыслах России;

- Формирование интереса к своей семье, к малой Родине, к истории своей страны;

- Создание атмосферы доброжелательности, развитие чувства коллективизма;

- Развитие творческой деятельности по освоению народной культуры.

Режим занятий

 

Занятия учащихся в объединениях дополнительного образования проводятся по расписанию с понедельника по пятницу. Между занятиями в общеобразовательном учреждении и посещением объединений дополнительного образования имеется перерыв 1 час.

 

Учебный план

 

Направления дополнительного образования

Название кружка

Количество часов по классам

2 класс

3

класс

4

класс

5-7

класс

9

класс

8-10

класс

Художественное

Театральное искусство «Петрушка»

1

         

 

«Веселые нотки»

1

1

1

     

Туристско-краеведческое

«Пешеходный туризм»

     

2

 

2

 

Физкультурно-спортивное

«Подвижные игры»

1

1

1

     

«Юный спасатель»

       

1

 

 

Система представления результатов воспитанников:

· итоговые выставки творческих работ;

· презентации итогов работы творческих объединений;

· концертная деятельность художественных объединений.

Текущий контроль

Текущий контроль за деятельностью объединений дополнительного образования осуществляется с целью проверки наполняемости учебных групп, посещаемости занятий учащимися, оформления журналов, работы детских объединений по расписанию, проверки программно-методического обеспечения, выполнения образовательных программ, контроля за промежуточными и итоговыми результатами образовательной

деятельности детских объединений. Один раз в неделю осуществляется посещение учебного занятия одного из объединений дополнительного образования. По возможности осуществляется посещение массовых

мероприятий учебного (концерты, выставки, защиты проектов и докладов) и воспитательного характера (тематические мероприятия), запланированных на учебный год.

 

                                         Ожидаемые результаты

Количественныеохват дополнительным образованием не менее 85% учащихся.

Качественные: личность выпускника школы, обладающая следующими качествами:     

1. гражданственность, патриотизм, уважение к правам и свободам человека.

2. представление о нравственности, взаимодействие со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей.

3. трудолюбие, готовность к осознанному выбору будущей профессии, стремление к профессионализму, конкурентоспособности.

4. экологическая культура, предполагающая ценностное отношение к природе, окружающей среде.

5. эстетическое отношение к окружающему миру, умение видеть и понимать прекрасное, потребность и умение выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности.

6.  организационная культура, активная жизненная позиция, лидерские качества, организаторские умения и навыки.

7.  потребность в здоровом образе жизни.


Әлі пікірлер




Добавить комментарий



Включить данные в подпись
Жаңартылған күні: 29.02.2024 10:27
Құрылған күні: 03.07.2024 16:56

Текст